Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В методическом кабинете: художественная литература, кники для организации непосредсвенно-образовательной деятельности в ДОУ, методические и наглядные пособия
Библиотека
Библиотека в МБДОУ отсутствует.Все методические пособия находятся в методическом кабинете.Музыкальный зал
Музыкальный залВ МБДОУ имеется музыкальный зал,где проводятся образовательная деятельность, праздники, театрализованная деятельность.Музыкальный зал – отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое решение интерьера. Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий: групповые комнаты.
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивная площадка
На территории ДОУ имеется спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности, предназначена для проведения с детьми утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений.
Общая физкультурная площадка оснащена:
- зоной с оборудованием для спортивных игр ;
- зоной с гимнастическим оборудованием ;
- беговой дорожкой;
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Основное средство обучения и воспитания в МБДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах имеются развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ:
печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажеры и спортивное оборудование ( гимнастические скамейки).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МБДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
- повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В МБДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии МБДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителейм. Также для дистанционного образовательного процесса используется электронная образовательная платформа СФЕРУМ
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
1. Материально-техническая база ДОУ /mater-tekhnich_baza_dou.docx
В ДОУ созданы материально-технические и медико-социальные условия, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального, психического, познавательно-речевого развития детей, способствуют охране и укреплению здоровья детей. ДОУ имеет физкультурный и музыкальные залы, оснащенные техническими средствами обучения.
Предметно-пространственная развивающая среда конструируется на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основными показателями создания среды выступают пространственный, предметный, цветовой параметры.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды педагоги ДОУ выделили следующие принципы:
· выполнение требований санитарно-эпидемиологической станции с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
· создание полноценной социальной среды развития ребенка;
· создание «домашних» уголков;
· выделение и оснащение специальных помещений для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»;
· оборудование и создание участков, позволяющих организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
· полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
· использование игрушек и оборудования нового поколения;
· преодоление экономических трудностей при организации среды развития ребенка, в том числе привлечение различных источников финансирования.
В процессе проектирования развивающей предметно-пространственной среды педагогами ДОУ учитываются следующие педагогические условия:
1. Физические условия – педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка:
· предметно-пространственная обогащенность окружающей среды;
· возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности;
· обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
2. Социально-эмоциональные условия – создание воспитателем у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявление не получат отрицательной оценки взрослых:
* отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы дошкольника;
* организация жизни и деятельности дошкольника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от него творческих решений;
* демонстрация взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.
3. Психологические условия, благодаря которым у ребенка формируется чувство внешней безопасности и свободы за счет поддержки воспитателем его творческих начинаний:
* поощрение различных форм творческого продукта;
* стимулирование включения в творческую деятельность;
* воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.
4. Интеллектуальные условия – поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих детей к эвристическому типу мышления:
* ориентация ребенка на творческое решение проблемы;
* развитие основных логических операций;
* возможность различных решений предложенной проблемы.
В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Педагоги уделяют одно из первостепенных значений данному вопросу. В этих группах предметно-пространственная среда постоянно обновляется, пополняется и моделируется. Воспитатели данных групп работают в тесном контакте с родителями.
Наборы предметов и пособия дополняют друг друга и дают возможность выполнять движения разными способами. Учитывая это, каждый предмет создаваемой среды несет какой-то символ-образ, дающий детям возможность моделировать свою деятельность.
В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами растений. В некоторых группах они дополняются аквариумами, птицами, позволяющими напрямую наблюдать и взаимодействовать с представителями живой природы.
Каждая возрастная группа имеет свой «мини-кабинет», содержащий дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации различных видов деятельности.
В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. В подготовительной группе имеется спортивный комплекс, куда входят спортивные снаряды: веревочная лестница, кольцо, перекладины, канат, размещенные на относительно небольшой площади. В каждой группе есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: пуговичные коврики, ребристые доски и т.д.
Для осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционирует спортивный зал и одна спортивная летняя площадка. Зал оснащен спортивным комплексом, гимнастическими матами, скакалками, мячами, нестандартным оборудованием. Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется фортепиано, магнитофон, игрушки.
В ДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный фортепиано, магнитофоном, музыкальным центром, детскими музыкальными инструментами.
Для проведения диагностической, коррекционной и логопедической работы с детьми ДОУ в методическом кабинете имеется уголок педагога-психолога и логопеда, где собраны дидактические методики, коррекционные программы, дидактические игры и пособия, логопедические игры, сказки, материал для консультаций с педагогами и родителями, литература по психологии и дефектологии. Система работы психолога и логопеда организована таким образом, что позволяет реализовать им свою деятельность автономно, т.е. в различное время.
Таким образом, в ДОУ созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразования, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства.
В методическом кабинете имеются и постоянно обновляются информационный уголок и уголок медико-педагогического мониторинга. Имеется картотека периодической научно-методической литературы, достаточный диапазон демонстрационного, наглядного, иллюстративного материала.
Вывод: Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают их возрастным особенностям и потребностям. Предметно-пространственная среда, в целом, построенная по общеразвивающим принципам, состоит из интегрированных мини-сред (зон), обеспечивающих достижение поставленных целей и создающих пространство самореализации ребенка.
Работа по совершенствованию образовательной среды в ДОУ проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам, отвечает требованиям ФГОС.
Анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать вывод о том, что коллектив МКДОУ образованный, работоспособный, квалифицированный, опытный и одновременно перспективный.
Педагоги создают комфортную образовательную среду, предусматривающую охрану и укрепление здоровья детей, развитие художественно-эстетических, интеллектуальных, творческих способностей каждого воспитанника на основе личностно-ориентированного взаимодействия.
Базовые компоненты образовательного пространства:
Объекты Учебно- методический комплекс - кабинет заведующей; - методический кабинет; - музыкальный зал; - кабинет музыкальных руководителей; - театрально-драматическая студия; - площадка по ПДД; - экологическая тропинка ДОУ. Комплекс обеспечения жизнедеятельност - кабинет завхоза; - пищеблок; - прачечная; - электрощитовая; - кабинет кастелянной; - подсобные помещения; - внутренний двор Физкультурно- оздоровительный комплекс - кабинет медсестры; - изолятор; - процедурный кабинет; - спортивная площадка на территории ДОУ; - игровые зоны в группах; - уголки уединения; - сенсорные уголки.